SteveLar (stevelar) wrote,
SteveLar
stevelar

Categories:

Довоенный автобус ЗИС. ЗИС-8 от MiniClassic

ЗИС-8 – советский городской автобус на длиннобазном шасси ЗИС-11 (удлинённом с 3,81 до 4,42 м варианте ЗИС-5), выпускавшийся на Московском автомобильном заводе им. Сталина с 1934 по 1936 год. Количество мест — 22 (общее количество мест — 29).
ЗИС-8 имел шестицилиндровый рядный карбюраторный мотор объемом 5,55 л мощностью 73 л.с., который позволял автобусу полной массой 6,1 т разгоняться до 60 км/ч. Конструктивно ЗИС-8 мало отличался от своего предшественника, автобуса АМО-4, кузов образца 1932 года типа «новый стандарт» или «стандарт» остался без значительных изменений. Основные изменения затронули шасси – рама стала усиливаться накладкой вдоль лонжеронов, двигатель стал мощнее из-за большего диаметра поршней (101,6), гидравлические тормоза спереди были заменены механическими, кроме того появился новый карданный вал с шарнирными сочленениями типа «Спайсер №500». Изменения в шасси были общими для всех ЗИСовских грузовиков, в том числе и для автобусных шасси. Новый автобус получил увеличенный топливный бак (105 л вместо прежних 60 л) и 12-вольтовую систему электрооборудования. Кузов автобуса с деревянным каркасом, изготовлявшимся из разных пород дерева, обшитый металлом, был построен по проекту начальника кузовного цеха ЗиСа И.Ф. Германа. В противовес принятой тогда кустарной практике изготовления деревянного каркаса в виде неразборной клетки Герман предложил для ЗиС-8 делать «подсобранные» элементы каркаса, а затем из них - целый узел. Борта, заднюю и переднюю стенки, двери, крышу, основание пола изготавливали отдельно, а затем собирали воедино. Такое решение во много раз упростило и удешевило сборку.
Характеристика наиболее распространенных упругих элементов подвески – рессор, пружин или торсионов - такова, что их жёсткость в зависимости от нагрузки не меняется. Поэтому переполненный пассажирами ЗиС-8 с рессорной подвеской шел по дороге довольно плавно, пустую же машину бросало на неровностях дороги, словно лодку на волнах. Автобусы ЗиС-8 стали первыми советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 году партия из 16 машин «ушла» в Турцию, куда чуть раньше прибыла и первая партия советских экспортных автомобилей - 100 грузовиков ЗИС-5.
ЗИС-8 выпускался на Московском автомобильном заводе им. Сталина с 1934 по 1936 год. В связи с реконструкцией Завода имени Сталина во второй половине 1936 года выпуск автобусов ЗиС-8 пришлось прекратить. Однако по чертежам завода автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сами изготавливали автобусные кузова, монтируя их на ЗИСовские шасси. Такое производство имело стихийный характер и не контролировалось, у большинства предприятий полностью отсутствовала техническая документация и чертежи для производства, приходилось делать автобусы по заводскому «образцу». Часто собранные этими предприятиями машины не имели какого-либо обозначения. Некоторые заводы старались усовершенствовать конструкцию ЗиС-8. Таким образом, в Туле, Калуге и Ленинграде выпускались машины с кузовом, более обтекаемым, чем предусматривали чертежи ЗиСа. Вторым авторемонтным заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936 года было освоено производство автобусов АЛ-2 с колёсной формулой 6х2, использовавших удлинённую раму ЗиС-8 и дополнительный мост-балку.
Кузовной отдел НАТИ (ныне – НАМИ) в 1935 году спроектировал и построил автобус для курортов на шасси ЗиС-8. Кроме пассажирских автобусов, на шасси ЗиС-8 были разработаны и построены специализированные фургоны для перевозки мясопродуктов, хлеба, промтоваров, пожарные фургоны различных конструкций, однако к автобусам ЗИС-8 их вряд ли можно причислить. Следует отметить, что существовали также экспериментальные газогенераторные автобусы ЗИС-8, в том числе с прицепной тележкой, где размещался газогенератор.
Важно отметить, что за два года производства непосредственно ЗИСом было выпущено всего 547 автобусов ЗИС-8, но со второй половины 1936 года производство данной модели (несмотря на большие потребности быстрорастущих городов СССР) было остановлено в связи с реконструкцией завода и переходом на более совершенную модель ЗИС-16. Производство более совершенного автобуса ЗИС-16, отличавшегося в соответствии с тогдашней автомобильной модой обтекаемой формой кузова, но по-прежнему выполненному на деревянном каркасе, было развёрнуто с 1938 года и продолжалось до августа 1941 года. Однако, вариантов ЗИС-8 было очень много, поскольку их строили авторемонтных предприятиях во многих других городах. За основу брали конструкцию ЗИС, но вносили в нее по мере надобности и необходимости местные изменения.
Московский «Аремкуз» производил автобусы типа ЗИС-8 до 1941 года, кроме того, высокий уровень производства автобусных кузовов был в Ленинграде, на Авторемонтном заводе №2 Автотранспортного управления Ленинграда. Автобусы, практически не отличимые от Московских аналогов, выпускались в Северной столице уже с 1934 года. Общий уровень производства не уступал даже Московскому автозаводу, ведь у АРЗ №2 был к тому времени уже очень большой опыт по изготовлению автобусных кузовов на шасси грузовиков Ярославского автозавода и более ранних шасси иностранного производства. В 1934 году появились автобусы «обтекаемой формы», один из которых был одобрен лично С.М. Кировым. Однако, автобусы с кузовами «новый стандарт», «коробочки», как их называли, оставались в производстве вплоть до 1936 года, после чего все автобусы получили новые крылья, капот и облицовку обтекаемой формы. Изменился и сам кузов. Параллельно с двухосными вариантами стал выпускаться трехосный, модели АЛ-2. Выпускались и автобусы на стандартных «коротких» шасси ЗИС-5. Однако в 1940 году выпуск автобусов на АТУЛе прекратился. В московском автобусном парке ЗИС-8 (за счет послевоенных капремонтов) продержался до начала 50-х годов.
Сейчас оригинальных автобусов ЗИС-8 не осталось вовсе, не сохранилось. До наших дней в состоянии «на ходу» сохранился так называемый «Шараповский» ЗИС по прозвищу «Фердинанд», на котором ездит группа оперативников МУРа в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Однако, его нельзя считать полноценным ЗИС-8, ведь он построен на шасси обычного ЗИС-5.
Любопытный пример воссоздания легендарной машины – ЗИС-8 производства Мосгортранса. Но этот автобус имеет раму не той модели – ЗИС-12, а у неё задний свес меньше, чем у ЗИС-8. Один из наиболее идентичных заводскому варианту ЗИС-8 отреставрирован в городе Санкт-Петербург.
В основу реставрационного проекта (retrotruck, с сайта которой retrotruck.ru и была взята информация) легла сохранившаяся машина ЗИС-8, имеющая оригинальное шасси, на котором и восстановлен автобус. Деревянный каркас кузова изготовлен по имеющимся образцам и заводским чертежам, обшит металлом согласно техническим условиям. На автобусе установлен оригинальный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с., карданный вал с подвесным подшипником, тормоза с механическим приводом. При реставрации салона сидения были обшиты коричневым дерматином, белым обтягивался потолок. Крыша снаружи обтягивалась брезентом и прокрашивалась в несколько слоёв. При реставрации автобуса уделено должное внимание мелочам – приборы, руль, бампера, фары и многое другое использовались оригинальные. По чертежам изготовлены обшивки столбов, водосливные козырьки и другие металлические детали. Допуск при изготовлении не превышает 0.5 мм, зазор между листами обшивки 3-4 мм. Стекла салона специально закаленные, установлены в проем с бумажным уплотнителем (прошвой). Автобус окрашен в два цвета, что соответствует довоенной окраске маршрутных автобусов. Маршрутный указатель, «Аншлаг», установленный над лобовым стеклом, имеет овальные отверстия для обозначения маршрута, в центре «аншлага» установлена табличка с номером 9. Маршрут №9 проходил от Красной площади (Площадь Александра Невского) до площади Урицкого(Дворцовая площадь) по проспекту 25-го Октября (Невский проспект). Маршрут действовал с 1932 года до начала Великой Отечественной войны.
ЗИС-8 в коллекцию себе хотел с давних пор. Не скажу, чтобы прямо-таки мечтал, но мысль на задворках сознания крутилась постоянно и уходить не желала. Изначально хотелкой был созданный по прототипу ЗИС-8 с пробегом 500 000 км без капремонта, красивая двуцветная машина со звездочками за каждую сотню и с сертификатом к модели, его показал коллега maxiwell83. Но в итоге я прикупил не менее интересную модель, хоть и без обозначений, как желалось...
DSC07929.jpg
Общий вид спереди.
Пленка лобового стекла в царапинах:
DSC08033.jpg
Отливка у модели, в отличие от Вектор-Моделс, достаточно неплохая.
Аншлаг и габариты по бокам - отдельными деталями:
DSC07949.jpg
Эмблема завода-изготовителя выкрашена серебрянкой. Травление смотрелось бы много лучше.
В салоне есть поручни.
Фары имеют рифление и установлены ровно.
Бампер густо намазан все той же серебрянкой:DSC07950.jpg
ГАЗ-ААА по времени подходит к этому автобусу как нельзя кстати:
DSC07918.jpg
ЗИС-8 (MiniClassic) возле ГАЗ-ААА ("Двигатель"):
DSC07919.jpg
Вид сверху:
DSC07943.jpg
На дорогах автобус мог пересекаться и с таким членовозом:
DSC07927.jpg
MiniClassic и НАП:
DSC07928.jpg
Общий вид слева:
DSC07939.jpg
Переднее колесо реализовано без особых изысков, но и не так чтобы уж совсем плохо:
DSC07942.jpg
Салон прост и одноцветен. А жаль:
DSC07940.jpg
Заднее колесо:
DSC07941.jpg
Современника ЗИС дополняет ассенизатор на базовом шасси:
DSC07922.jpg
ЗИС-8 от MiniClassic рядом с АСМ типа ЦН-15 от ЛОМО-АВМ:
DSC07923.jpg
Общий вид сзади:
DSC08032.jpg
На скруглении крыши можно разглядеть незначительные дефекты литья:
DSC07936.jpg
Салону сильно не хватает цвета.
Забавно на свету выглядят отверстия на местах аншлага и габаритов:
DSC08034.jpg
Бампер слева приклеен криво.
Странно, что нет оптики:
DSC07937.jpg
Так же будет логично поставить другую версию удлиненного шасси:
DSC07926.jpg
ЗИС-8 и ЗИС-12. Оба изготовлены MiniClassic:
DSC07924.jpg
Справа по ходу движения:
DSC07930.jpg
Эта дверь открывалась водителем из салона вручную (кстати, радует наличие на ней ручки отдельной деталью):
DSC07934.jpg
И вид через эту дверь:
DSC07935.jpg
На задней распашной двери - тоже отдельной деталью - имеется ручка.
Граница цветов не на "отлично", но таки недурственна:
DSC07931.jpg
Конечно, поставим и преемника:
DSC07920.jpg
Герой поста возле ЗИС-154 (Vector-Models):
DSC07921.jpg
Донышко:
DSC07945.jpg
Передняя балка отломилась посередине. Приклеить было не сложно, однако модели (по моему скромному мнению) должны доставляться в стопроцентно исправном состоянии:
DSC07946.jpg
Хоть и просто, но со вкусом, а не дощечка с каким-то несуразным рельефом.
Покрышки убитые, да:
DSC07947.jpg
ЗИС-8 и Я-6 от Владимира Волчанецкого:
DSC07967.jpg
Ну и рядом с ГАЗ-55 от PCT (DeAgostini, "Автомобиль на службе"):
DSC07968.jpg
Вся троица вместе:
DSC07969.jpg
Несколько видов в три четверти сверху:
DSC07951.jpg

DSC07952.jpg

DSC07953.jpg

DSC07954.jpg
Воображаемая улица (жаль, нет водителей и антуража):
DSC07917.jpg
И еще:
DSC07916.jpg
Фигурка дворника была получена мной в другой партии где-то месяцем позже. Она изготовлена артелью «Универсал» из Днепропетровска:
DSC07962.jpg
Знак "ГТО" на груди у него:
DSC07956.jpg
Расписана фигурка, как по мне, добротно и реалистично...
DSC07960.jpg
...со всех сторон:
DSC07959.jpg
Ватник, ушанка, варежки, сапоги (хотя лучше бы валенки) и фартук создают законченный образ. Не хватает, пожалуй, метлы:
DSC07958.jpg
Но есть ведро. В нем бултыхается какая-то мутная жижа:
DSC07961.jpg
Вот так:
DSC07955.jpg
Модель автомобиля: ЗИС-8
Период выпуска прототипа: 1934-1936 годы
Производитель: MiniClassic
Дата выпуска: -
Краткое мнение: мой любимый цвет…
Оценка:
Качество: 3,5 из 5. Некосячная сборка.
Детализация: 4 из 7. В целом...
Соответствие прототипу: 4 из 5.
Узнаваемость: 2 из 2. Узнаваем.
Харизма: 4 из 5. Есть такая.
Коробочка: 1,25 балла из 1,75. Как обычно, то есть в соответствии с градацией.
Итого: 18,75 из 24,75.
Вес: 282 грамма. Тяжеловат.
Цена: 2000 рублей. Покупался с рук. Счастье, что дошел без особых повреждений; иным моделям из партии так не повезло.
Tags: 1930-е, miniclassic, автобусы, зис, кустарщина, ссср
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 32 comments