SteveLar (stevelar) wrote,
SteveLar
stevelar

Гигант. ЯА-2 «ЯГАЗ» 1934 г. от Ultra-Models

В 1932 году на трехосном ярославском шасси НАТИ разработал проект автобуса, рассчитанного на 60 пассажирских мест.
26 сентября 1932 года на Ярославском заводе были закончены испытания шасси для автобуса с колесной формулой 6х4. За его основу были взяты агрегаты грузовика ЯГ-10 (задняя тележка) и Я-5. Был взят двигатель марки Hercules-YXC-3 мощностью 103 л.с. Рама сваривалсь из 18 отдельных кусков прокатных швеллеров и весила 1200 кг. Новое шасси передали в Ленинград тресту Ленкомтранс, где на авторемонтном заводе АТУЛ вскоре изготовили самый большой в СССР автобус марки ЯА-2 "Гигант". Кузов автобуса имел 50 мест для сидения и позволял перевозить до 80 человек. Он имел деревянный каркас с обшивкой из стального листа. Этот автобус являлся рекордсменом по габаритной длине (11450 мм) и по радиусу поворота (14,5 м), что ограничивало его применение в том же Ленинграде. Автобус развивал скорость 47,5 км/ч. Тормоза с механическим приводом и вакуумным усилителем действовали только на колеса задней тележки.

Успешная эксплуатация ЯА-2 образца 1932 года в Ленинграде стимулировала создание на ЯГАЗе в 1934 году самого большого в мире автобуса с тем же обозначением - ЯА-2. ЯА-2 образца 1934 года был изготовлен на Ярославском автозаводе по образу ЯА-2 1932 года. Ведущим конструктором этого проекта был Г.М. Кокин. На машине образца 1934 года стоял более мощный двигатель Continental-22P (8190 куб.см, 120 л.с. при 2400 об/мин). Собственная масса модели 1934 года превышала 9000 кг. Автобус мог перевозить 100 человек - 54 сидящими в креслах, обитых натуральной кожей и 46 стоящими. Водителя и кондуктора связывало переговорное устройство. В салоне имелись занавески на окнах, часы, радиоустановка с двумя динамиками, зеркала.

Во всех современных изданиях по истории отечественного автомобилестроения ЯА-2 образца 1932 года ошибочно называют ЯА-1 - "Ярославский Автобус Первый". При этом забывая, что первым автобусом ярославского завода был Я-6.
Несмотря на преимущества перед другими моделями, автобусы ЯА-2 не были приняты к серийному производству из-за неподготовленности для этого автомобильной промышленности тех лет. В частности, сыграло свою роль и отсутствие мощных двигателей.
Данные взял отсюда.
Модель этого автобуса контора Ultra-Models выпустила уже довольно-таки давно. Да и куплен он мною был не так недавно. В принципе, конечно, модель для меня была интересной, но повода для покупки все как-то не возникало. И вот, в одну из своих первых покупок в магазине Adler-m, для того чтобы набрать скидку 3% на покупку, к диповым моделям я докупил еще и этого красавца. Еще в процессе разглядывания его фотографий на форумах и в интернет-лабазах, я задался мыслью, что было бы неплохо поставить этот хромированный автобус себе на полку. Ждал-ждал его – и вот дождался: пришла модель с лежащими в блистере под автобусом отдельно запасками и задним же бампером, отломанным вместе с куском рамы. Горевал я, горевал, но с отправкой обратно заморачиваться не стал. Стоял на полке в ожидании ремонта он у меня очень долго в силу врожденной лени с моей стороны. Потом все было благополучно приклеено.
Ярославский завод впервые у меня был представлен именно ЯА-2. С моей точки зрения, дизайнерское исолнение у него, если сравнивать продукцию ЗИС/ГАЗ/Я тех годов, наиболее удачное. Надеюсь, будут у меня и еще модели от этого завода.
Пока это единственная модель от Ultra-Models в моей коллекции.
Сказать честно – в общем и целом модель нравится. Тем более что какие-то косяки на ней в силу наличия малого количества фотографий оригинала доказать трудно.
DSC04036.JPG
Для начала - продолжение трех четвертей без штатива, аналогично КДПВ:
DSC04037.JPG

DSC04038.JPG

DSC04035.JPG
Ну а теперь - вид на автобус спереди:
DSC04040.JPG
На аншлаге - надпись с названием прототипа, как у Автолегенд. Сделали бы маршрут, как у представленного коллегой aleksey_delfinn ЛиАЗ-677 от ClassicBus - все было гораздо зрелищнее.
Налепленные по бокам от аншлага габариты как вытащили из должной изображать хром краски, так и оставили, стекляшек в них никаких вставлять не стали - видимо, забыли.
Дворник одной палкой без особых делений на составляющие смотрится простовато.
Пластиковые зеркала заднего вида тоже без особых изысков - отдают дешевкой.
На их фоне неплохо выглядит блестючее дополнительное зеркало водителя "установи сам" из полиэтиленового пакетика:
DSC04044.JPG
Радиаторная решетка с красной эмблемой-треугольничком, фары и блестящий хромом бампер (слегка кем-то чем-то покоцанный посредине снизу) в целом хороши.
Усы тоже ничего, но видит Бог, я потратил много нервов, прежде чем удалось установить их по месту.
Как видно далее, передние габариты (или как их там правильно кличут) отдельными деталями делать было так же стремновато, поэтому им досталось лишь по капле белой краски.
Помимо всего изложенного, в глаза не может не бросаться совершенно дикий развал колес автобуса. Надо сказать, при получении дела были раза в два лучше. Это - уже результат нахождения на полке. В течение приблизительно одного года:
DSC04045.JPG
Вид сверху:
DSC04054.JPG
Слева по ходу движения:
DSC04034.JPG
Такое вот переднее колесо.
Вайтволлы присутствуют, колпак крашен серебрянкой без намека на хром.
Что нравится здесь - так это четко выделенные затененные вентиляционные лувры на боковине капота.
Из-под бампера торчат букировочные крюки:
DSC04056.JPG
Судя по всему, это - горловина бензобака:
DSC04057.JPG
На задней тележке тоже вайтволлы и кружочки серебрянки в области ступиц:
DSC04055.JPG
Приклеенные злосчастные запасные колеса.
Странный эффект фото: модель выровнена по нижнему краю по горизонтали с бампером, однако крыша при этом дала крен:
DSC04039.JPG
В салоне нормально, но в первую очередь огорчают ручки на сиденьях невообразимого диаметра. И еще бы сиденья раздельными сделать, а не спаренно отлитыми:
DSC04051.JPG
Нормальный такой хромированный задний бампер с красивыми четкими звездочками (оторванный в процессе почтового беспредела вместе с куском рамы), годный фонарь по левому борту:
DSC04053.JPG
Вид в профиль справа по ходу движения.
Кстати, о птичках. Двери надо было отдельно отфотографировать. Не упомянуть о них нельзя: они сделаны распашными. К автобусу в пакетике с зеркалом заднего вида прикладывался также стилус для надлежащего их открывания. На моей машинке они так и остались заклеенными снизу скотчем, во избежание разбалтывания и открывания с последующим попаданием внутрь пыли. Ручки для облегчения подъема по бокам створа каждой двери здоровские:
DSC04041.JPG
Донышко с читаемыми реквизитами и залепляющим ход двери скотчем. Напротив этого скотча находится место, в области которого благодаря почтовым работникам отсоединился кардан:
DSC04058.JPG
Один из карданов очевидно кривой:
DSC04060.JPG
Протектор прост, но со вкусом; да и все донышко, в общем-то, без потуг, но и не шибко убого:
DSC04059.JPG
Так как ГАЗ-03-30 стоит на переднем плане, большой разницы в размерах не ощущается. А между тем она есть:
DSC04046.JPG
Уличное движение:
DSC04043.JPG
Еще:
DSC04042.JPG
Три четверти со штатива:
DSC04047.JPG

DSC04050.JPG

DSC04049.JPG

DSC04048.JPG
Блистер коробочки модели, что все ж ее не спас. С какой-то буковкой "Я":
DSC04310.JPG
Схемоэскиз:
DSC04311.JPG
Модель автомобиля: ЯА-2 "ЯГАЗ" 1934 г.
Период выпуска прототипа: 1934 год
Производитель: Ultra-Models
Дата выпуска:  -
Краткое мнение: немного подхромированный гигант
Оценка:
Качество: 4 из 5. Вроде и нет огрехов, но запаски и бампер отвалились, кардан отцепился - а это минус.
Детализированность: 3,5 из 7. Травления маловато, все простенькое. Донышко тоже слабенькое.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Есть, наверное, какое-то соответствие. Сказать сложно.
Унаваемость: 2 из 2. По фото нормально узнается.
Харизма: 4,5 из 5. Харизма у модели есть.
Коробочка: 4 из 7. В соответствии с градацией.
Итого: 22 из 31.
Цена: 3750 рублей.
Tags: 1930-е, ultra, автобусы, яаз (яг)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments